Часть 1. Введение

В настоящее время в коммунистических и, если взять шире, в марксистских кругах можно наблюдать некую идеологическую растерянность. Теория Маркса — Энгельса — Ленина перестала совпадать с практикой, или, если угодно, повседневная практика коммунистических и других левых партий не дает того эффекта, который предсказывает теория. Нищета и беспредел 90-х не породили сколь либо масштабных попыток сопротивления рабочего класса, а отдельные отчаянные попытки, вроде перекрытия Транссиба в 1998 г., легко подавлялись умеренными репрессиями и безграничными посулами. В 2000-х практически исчезли даже такие вспышки, зато вера в «доброго царя» продолжает гореть неугасимым пламенем. Крупной протестной акцией стала считаться та, которая собрала несколько сот человек. Результаты коммунистов на выборах также далеки от таких, которые позволили бы реально влиять на политическую ситуацию.

Как следствие, пышным цветом расцвела «теория заговора» с неизменными атрибутами в виде масонов, теневого всемирного правительства и зловещего Бильдербергского клуба. Болезнь зашла настолько далеко, что упомянутые персонажи прочно прописалась в работах некоторых ключевых фигур Коммунистической партии, например, В. С. Никитина (см.: В. С. Никитин, «Заговор против человечества»). Налицо нечто вроде возвращения к доисторическим временам, когда неумение объяснить природные явления порождало веру в сверхъестественные силы.

Очевидно, необходимы серьезные интеллектуальные усилия, чтобы разобраться в накопившихся проблемах марксистко-ленинского учения. К сожалению, до сих пор отечественная коммунистическая мысль подходила к этому вопросу слишком осторожно, пытаясь не столько найти истину, сколько не поцарапать наведенную на марксизм полировку. Неприемлемость подобной осторожности становится все очевиднее с каждым годом, который отделяет нас от крушения СССР. Чтобы почувствовать под ногами твердую почву, коммунистам необходимо вновь ответить на те же вопросы, которыми задавались Маркс, Энгельс и Ленин применительно к современному им обществу. Каковы сейчас производительные силы и производственные отношения? Какие классы существуют в наше время и какие из них можно считать передовыми? В чем состоит сегодня конфликт между передовыми эксплуататорами и передовыми эксплуатируемыми? Какие формы может принять этот конфликт? При этом надо уделить особое внимание тем явлениям и процессам, которые не могли быть описаны классиками марксизма-ленинизма, так были при них слабо выражены или отсутствовали вовсе.