Курс робототехники

Курс робототехники

Курс робототехники

Авторы: Шахинпур Мо

Перевод с английского: Дмитриев С. С.

Редактор перевода: кандидат технических наук Зенкевич С. Л.

Москва, Мир, 1990, 527 с.


В книге специалиста из США представлены фактически все основные разделы робототехники: кинематика и динамика исполнительных механизмов, управление приводами, сенсорные системы, программирование роботов на проблемно-ориентированных языках. Излагаемый материал иллюстрируется большим количеством примеров. Приводятся задачи для самостоятельного решения.

Для научных работников и инженеров, специализирующихся в области робототехники, а также студентов старших курсов соответствующих специальностей вузов.

 

Оглавление

Предисловие редактора перевода

Предисловие

Глава 1. Общие сведения о манипуляционных роботах

1.1. Введение

1.2. Краткая история телеоператоров и манипуляторов

1.3. Краткая история схватов роботов

1.4. Краткая история развития датчиков и систем управления роботами

1.5. Манипуляционные роботы с управлением от ЭВМ

1.6. Геометрические конфигурации роботов

1.7. Узлы схвата и кисти

1.8. Системы приводов роботов

1.9. Статистический анализ ошибок робота и размерных ошибок

1.10. Краткая история программного обеспечения роботов

Литература

Домашние задания

 

Глава 2. Кинематика манипуляционных роботов

2.1. Введение

2.2. Общее описание манипуляционных роботов

2.3. Краткое описание математических обозначений

2.4. Предварительные сведения о векторах и матрицах

2.5. Представление объектов с помощью однородных преобразовании

2.6. Системы координат сочленений манипуляционного робота

2.7. Эйлеровы углы и преобразования

2.8. Преобразования вращения—качания

2.9. Некоторые примеры базовых однородных преобразование

2.10. Представление Денавнта—Харгенберга

2.11. Прямая задача кинематики

2.12. Решение обратной задачи кинематики

2.13. Геометрический подход к обратной задаче кинематики

Литература

Домашние задания

 

Глава 3. Однородные дифференциальные преобразования в робототехнике

3.1. Введение

3.2. Якобиан преобразования

Литература

Домашние задания

 

Глава 4. Рабочее пространство робота и планирование траекторий

4.1. Введение

4.2. Общая структура рабочих пространств роботов

4.3. Манипуляторы с N поворотными сочленениями

4.4. Показатель качества рабочего пространства робота

4.5. Пределы досягаемости схвата

4.6. Описание робототехнической задачи (манипулирование робот — объ-ект)

4.7. Проектирование траекторий перемещения роботов

4.8. Общие аспекты планирования траектории

4.9. Допустимые траектории движения

Приложение Л. Процедура обращения матриц

Приложение Б. Техника обращения матриц

Приложение В. Программа для ЭВМ

Литература

Домашние задания

 

Глава 5. Динамика манипуляционных роботов

5.1. Введение

5.2. Представление манипуляционных роботов методом связных графов

5.3. Более сложные манипуляторы

5.4. Некоторые примеры представления динамики манипуляционных робо-тов методом связных графов

5.5. Представление манипуляционных роботов методом Лагранжа—Эйлера (краткий обзор)

5.6. Представление динамики манипуляционных роботов методом Лагран-жа—Эйлера

5.7. Уравнения динамики роботов Ньютона—Эйлера

5.8. Рекурсивные уравнения динамики манипуляционных роботов

5.9. Рекурсивные уравнения Ньютона — Эйлера в системах координат звеньев

5.10. Заключительные замечания

Литература

Домашние задания

 

Глава 6. Управление движением манипуляционных роботов

6.1. Введение

6.2. Разомкнутые и замкнутые системы управления роботами

6.3. Системы второго порядка

6.4. Нелинейные уравнения движения для замкнутого контура

6.5. Управление динамикой робота по ошибке

6.6. Структура управляющей части усилителя

6.7. Управление одноосной рукой робота

6.8. Обобщенные законы управления движением для манипуляционных роботов

6.9. Распространенные системы управления промышленными роботами

6.10. Силовое управление манипуляционными роботами

6.11. Анализ ошибки слежения

6.12. Координируемое движение

Литература

Домашние задания

 

Глава 7. Анализ сил, моментов и упругости роботов

7.1. Введение

7.2. Силы и моменты роботов: общие положения

7.3. Преобразования сил и моментов

7.4. Обобщенные силы в схвате и эквивалентные моменты в сочленениях

7.5. Виртуальная работа и принцип д'Аламбера

7.6. Анализ податливости и податливое движение

7.7. Понятие об удаленном центре податливости (УЦП)

7.8. Критерий заклинивания Симуновича

Литература

Домашние задания

 

Глава 8. Очувствление и зрение роботов

8.1. Введение

8.2. Классификация датчиков роботов

8.3. Системы технического зрения роботов

8.4. Робототехнические датчики для сборки

8.5. Другие виды датчиков для интеллектуальных роботов

Литература

Домашние задания

 

Глава 9. Программирование движения роботов

9.1. Введение

9.2. Ручное обучение, или показ и обучение

9.3. Обучение ведением, или сопровождение

9.4. Языки программирования

9.5. Обзор роботоориентированных языков программирования

9.6. Полный набор сборочных программ для роботов

Литература

Домашние задания

Предметный указатель

 

 

Предисловие, краткое описание

Эта книга была написана как начальный курс по робототехнике для студентов инженерных специальностей. Робототехника представляет собой исследование и функциональное проектирование роботов, манипуляторов и гибких производственных систем. Книга появилась в результате чтения лекций по курсу «Основы робототехники. Проектирование и управление промышленными роботами» для студентов и аспирантов. Одной из причин написания книги явилось то, что эта тематика представляет для автора большой интерес; однако, пожалуй, основными причинами были растущее понимание профессорами важности изучения робототехники в университетах, а также необходимость повышения производительности труда. Робототехника — сложный предмет и требует разнообразных технических знаний. Все, для кого эта книга будет первым учебником по робототехнике, должны иметь хорошие знания в таких областях, как статика, аналитическая динамика, теория механизмов и машин, управление, дифференциальное исчисление, матричный анализ, программирование, цифровая электроника, микропроцессорная техника. В книге описывается также применение теории связных графов для моделирования динамики робототехнических систем в расчете на студентов, которые знакомы с моделированием сложных систем с помощью связных графов. Робототехника включает такие специфические дисциплины, как проектирование преобразователей, анализ сцен и очувствление. Эти области образуют фундамент для практического использования результатов, полученных в области робототехники. Многие специалисты-робототехники согласны с тем, что робототехника охватывает больше математических дисциплин, чем любая другая инженерная дисциплина. Пожалуй, единственной областью, сравнимой в этом смысле с робототехникой, является инженерное проектирование.

В каждой главе используются результаты, полученные в предыдущих главах, поэтому лучше всего читать книгу в том порядке, в каком она написана.

В гл. 1 дано общее введение в робототехнику. В ней описаны манипуляционные роботы, управляемые от компьютеров, указаны области их применения, дана история эволюционного и революционного развития робототехники, рассмотрены геометрия манипулятора и его рабочего пространства, конструкции запястья и кисти, система приводов манипулятора, подчеркнута важность таких понятий, как разрешающая способность, точность и повторяемость, а также приведено несколько примеров и задач. Материал, изложенный в этой главе, необходим студентам, чтобы познакомиться с основами робототехники и тенденцией ее развития. Остальные главы расположены в соответствии со следующим принципом:

Целью инженерного образования является подготовка для деятельности, связанной с анализом и проектированием или конструированием и производством с полным знанием соответствующих структур, устройств и процессов.

В гл. 2 рассматривается кинематика манипуляторов, подчеркивается важность преобразований координат. Описаны однородные преобразования координат и представление Денавита—Хартенберга. Для того чтобы показать студентам важность кинематики в робототехнике, глубоко рассматриваются прямая и обратная задачи кинематики. Представлено большое число иллюстративных примеров для различных типов роботов. Решено много обратных задач кинематики, которые очень важны в автоматизированном производстве.

Глава 3 знакомит студентов с дифференциальными преобразованиями, которые необходимы тогда, когда мы встречаемся с подвижными объектами и подвижным манипулятором. Это важная глава, в которой основное внимание уделяется рассмотрению проблем, связанных с задачами слежения в робототехнике, когда цифровая телевизионная камера установлена либо непосредственно на манипуляторе, либо где-то в другом месте. Здесь, как и ранее, приводится несколько примеров.

Глава 4 посвящена рассмотрению математических аспектов рабочего пространства и рабочей поверхности манипулятора, ограничений, имеющих место на границах рабочих зон сочленений манипулятора, а также вопросам построения рабочих пространств. Детально обсуждается планирование траектории манипулятора, описывается общий алгоритм построения полиномиальных траекторий, а также приводятся соответствующие данные для манипулятора с шестью степенями подвижности. Важно, что студенты, получая небольшие теоретические знания относительно построения рабочих пространств, планирования траекторий и формирования описания заданий для робота, должны самостоятельно решать много задач, связанных с этими вопросами.

Динамика манипуляционных роботов описана в гл. 5. Это чрезвычайно важная и сложная тема робототехники. В курсе основ робототехники, который читается студентам, большую часть этой главы можно опустить. Однако для аспирантов, специализирующихся в области проектирования и управления промышленными роботами, эта глава должна быть прочитана полностью. Причина состоит в том, что для студентов материал этой главы очень сложен для восприятия. Для того чтобы скомпенсировать недостаток знаний в этой области, студентам следует предложить провести практические занятия в робототехнической лаборатории. В этой главе рассматриваются также три различных метода получения уравнений динамики манипуляторов. Первый и, по-видимому, самый простой метод — это использование связных графов. Он пробует некоторого предварительного знакомства с моделированием сложных систем на основе связных графов (которого некоторые студенты могут не иметь). Этот метод применяется далее с целью получения уравнений динамики для некоторых манипуляторов. Затем описывается метод Лагранжа и приводится несколько примеров его использования. Далее детально рассматривается метод Ньютона—Эйлера и, кроме того, обсуждается значение рекурсивных уравнений и решается несколько иллюстративных задач. Рассматривается также обратная задача динамики и се связь с обратной задачей кинематики.

В гл. 6 главное внимание уделяется управлению движением манипулятора, его скоростью и ускорением. Очевидно, что управление роботом составляет основу гибкой автоматизации, и поэтому оно заслуживает детального рассмотрения. Задачи управления роботом являются в основном нелинейными, и поэтому они трудны для студентов. Однако эти задачи рассматриваются здесь на уровне, доступном как для студентов, так и для аспирантов. Сначала обсуждаются разомкнутые и замкнутые системы управления манипуляторами, а затем описывается способ управления по ошибке. Далее приводится структура усилителя, описываются обобщенный алгоритм управления медленными движениями манипулятора, а также методы, связанные с управлением моментом. После этого обсуждаются важные проблемы управления координированными движениями сочленений. В конце главы описываются методы управления моментом в сочленении манипулятора. В целом эта глава является обязательной частью любого современного учебника по робототехнике, и описанный в ней подход может быть использован для начального курса робототехники.

В гл. 7 обсуждаются такие важные для робототехники понятия, как силы, мо-менты, а также обратные задачи статики и податливое движение манипулятора. Эти темы являются очень важными для проектирования манипуляторов с высокой нагрузочной способностью и обладающих гибкостью по отношению к возмущающим силам, появляющимся при выполнении сборочных операций. Данная глава также должна быть включена в любой вводный курс по робототехнике. Проблема податливости не может быть не рассмотрена, и ей должен быть предоставлен высший приоритет. Это достигается в главе за счет решения большого количества задач. В эту главу включены также такие вопросы, как равновесие сил и моментов, обратная задача статики, податливость, кинематически ограниченные движения и силомоментные сенсорные системы. В конце главы рассматриваются вопросы, связанные с заклиниванием, а также приведен критерий заклинивания Симуновича.

В гл. 8 описываются сенсорные системы — важный дополнительный материал для любого вводного курса по робототехнике. Студенты должны приобрести основные знания, касающиеся того, каким образом робот, оснащенный сенсорными устройствами, становится интеллектуальным. Такими устройствами являются силомоментные датчики, цифровые ТВ-камеры. Для того чтобы познакомить студентов с современной технологией систем очувствления робота, в главе описываются используемые в настоящее время тактильные, силомоментные и зрительные системы. Очевидно, что для более детального знакомства с этим предметом студенты должны прослушать курс по очувствлению роботов.

В гл. 9 рассматриваются вопросы программирования роботов. Сначала обсуждаются методы ручного обучения. Затем описываются языки программирования роботов и их эволюция; приводятся программы сопряжения вала с отверстием, написанные на таких языках, как MINI, WAVE, AL, VAL, AML. В конце дан полный набор программ для операции сборки. Эти программы включают такие модули, как УСТАНОВКА, ТЕСТ, СОЗДАНИЕ ФАЙЛА ДВИЖЕНИЯ, ИСПОЛНЕНИЕ ФАЙЛА ДВИЖЕНИЯ, РЕДАКТИРОВАНИЕ ФАЙЛА ДВИЖЕНИЯ, ОБРАТНАЯ КИНЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА, и предназначены для управления роботом.

Я хотел бы поблагодарить моих коллег и студентов Центра робототехники Университета Кларксона, а также робототсхнической лаборатории Университета Нью-Мексико, без чьей помощи этот учебник не мог бы быть написан. Среди них проф. Р. А. Шиллинг из Университета Кларксона, проф. М. Жамшиди из Университета Нью-Мексико и д-р X. Серажи из лаборатории реактивных двигателей, которые помогли мне, предоставив некоторые материалы для шестой главы, проф. Г. Старр из Университета Нью-Мексико и аспиранты Али Мегхдари, Али Акбарзаде, Али Табеш, Майк Капорали, Давид Кэмпбслл, Роберт Кук, Янг Тао Ким и Бинг Хун Чу. Я также благодарю моих секретарей Гейлу Анджел, Терри Грэндон и Ронду Прайс за подготовку рукописи; м-ра Массуда Ахгар за рисунки, выполненные с помощью системы CADAM. Наконец, я хочу выразить признательность м-ру Клиффу Робичауду за его одобрение и поддержку, Томасу Ферреллу за его блестящее техническое ру-ководство, персоналу издательства Харпср и Роу, который провел большую работу по подготовке окончательного варианта книги.

Мо Шахинпур


Скачать книгу:
Курс робототехники — Шахинпур М.