О возможных причинах агрессивного поведения школьников

В работе учителя начальных классов, помимо собственно обучения школьников, немалое место занимают воспитательные моменты. Как известно, без надлежащего уровня дисциплины в классе усвоение знаний школьниками крайне осложнено. Естественно, что компетентный педагог стремится этот уровень дисциплины поддерживать и более того — успешно справляется с этой задачей. Однако, поддержание дисциплины на уроке в случае наличия противодействия этому со стороны хотя бы части учеников класса требует затрат сил и времени педагога, отрываемых от решения основной задачи — передачи знаний ученикам.

Что же является основными причинами нарушения учениками дисциплины на уроках? Помимо естественных для начальной школы причин — лени и желания играть, а не учиться (являющихся в немалой степени возрастными проблемами), значительно большую проблему составляют агрессивное поведение учеников и конфликты между ними, готовые перерасти в драку при малейшем недостатке внимания педагога. Постоянный и непрерывный контроль педагога позволяет предотвращать обострение конфликтов, однако он требует значительных затрат усилий при достаточно скромных результатах — учителя могут отвлечь (например, срочное поручение администрации) и негативный результат вполне вероятен. Да, учителя стремятся сформировать доброжелательные и дружеские отношения в ученическом коллективе. Более того, нередко им удается достигнуть этой цели. Но при этом они наталкиваются на противодействие со стороны учеников, которые где-то получают совсем иные воспитательные установки.

Возникает вопрос — а кто же настраивает учеников на конфликты между собой? Как показывает опыт, основные (в теории) воспитатели ребенка, его родители, ребенка на конфликт не настраивают. Напротив, они активно воспитывают адекватных личностей, не настроенных на постоянные конфликты. Взаимодействие с родителями значительно облегчает работу педагога, и компетентные учителя широко используют его.

Может, учеников настраивает на конфликт взаимодействие между собой и отрицательный пример некоторых их них? Подобная постановка вопроса ничего не решает и не объясняет, так как тех самых агрессивных учеников, которые провоцируют на конфликты остальных, кто-то все равно должен был научить такой модели поведения.

На самом деле, помимо родителей, школы и коллектива сверстников у учеников есть еще один могущественный и эффективный воспитатель. Им является общественная культура, искусство и средства массовой информации. Нам часто говорят, что агрессивность школьников формируют компьютерные игры. Но ведь многие мультфильмы (например, голливудская многосерийная классика — «Том и Джерри») по уровню агрессии значительно превосходят подавляющее большинство компьютерных игр.

Герои современных, в первую очередь — зарубежных, мультфильмов и фильмов для детей активнейшим образом самоутверждаются за счет окружающих, не утруждая себя разборчивостью в выборе средств для этого. В ход идет ложь, клевета, подлость и прямое физическое насилие. Ребенок, не умея критически воспринимать содержание этих низкопробных поделок (тем более что они позиционируются как чисто развлекательные, т.е. не требующие критического анализа), непроизвольно принимает подобное поведение как норму. В результате в детском коллективе разгорается интенсивная борьба за лидерство с применением подсмотренных в кино, мультфильмах и книгах средств. А взрослые зачастую не понимают, что «чисто развлекательные» фильмы, мультфильмы и телепередачи, над которыми они просто смеются (тем более что в них сюжет нередко отсутствует или малозаметен, а все содержание сводится к чистому действию), детьми воспринимаются всерьез, как реальность. В результате они недостаточно активно противодействуют даваемым детям негативным установкам.

Более того, в ряде мультфильмов герои в своих «битвах за самоутверждение» применяют средства, чреватые в реальной жизни смертью или тяжкими телесными повреждениями для того, к кому они применяются (например, удар по голове тяжелым предметом). К сожалению, некоторые дети пытаются применять их в реальной жизни и обнаруживают, что в ней пострадавший, в отличие от героев мультфильмов, не восстанавливается, а иногда — и не выживает. Более того, ребенок при этом еще и удивляется тому, что его за это ругают.

Естественно, что и школа, и родители пытаются противодействовать этим негативным установкам (и достигают в этом определенных результатов), но при этом их ждут свои «подводные камни». Дело в том, что искусство и СМИ не только дают негативные установки детям, но и активно разрушают авторитет тех, кто мог бы этим установкам противодействовать — родителей и учителей. Их часто изображают тупыми и бестолковыми, недостойными того, чтобы воспринимать их указания, рекомендации, пожелания и советы всерьез. В результате ребенок зачастую просто игнорирует проводимые с ним воспитательные беседы.

В неявном противостоянии за души детей между родителями и школой, с одной стороны, и искусством и средствами массовой информации, с другой стороны, у второй стороны имеется явное преимущество. Они располагают яркими и привлекательными для детей образами и моделями поведения, не требующими (на экране телевизора) каких-либо серьезных усилий и при этом приводящие (на том же телеэкране) к вполне ощутимым положительным результатам для того, кто их применяет. «Унылый и серый» труд учителей и родителей, требующий от них ежедневного напряжения всех своих сил на этом фоне выглядит не так уж выигрышно. Собственно, единственный их аргумент — то, что они, в отличие от персонажей книг и кино, живут в реальном мире, и детям предстоит жить тоже в реальности, а не в виртуальном мире искусства и СМИ. Ну и то, что именно они, а не сладкозвучные сирены с телеэкрана, делают детям вполне реальное и ощутимое добро — одни их учат, другие воспитывают, кормят, одевают и обувают. Вопрос в том, как тактично и не задевая личного достоинства ребенка донести до него эту простую истину.

В общем и целом школа и родители справляются с противодействием деструктивной деятельности искусства и СМИ, обеспечивая адекватную социализацию подрастающего поколения, но признавать нормальной существующую ситуацию противостояния воспитательных установок не следует. Нужно выработать какие-то меры, которые, наконец, превратят искусство и СМИ из противников в помощников семьи и школы. И должны выработать эти меры правительство и общество.

Войтко Елена Александровна, учитель начальных классов.

Категория: