Часть 6

Приняв вторичность капиталистических отношений по сравнению с отношениями статуса, мы должны окончательно сделать вывод о том, что постиндустриальное общество не является капиталистическим, а представляет собой новую общественно-экономическую формацию. Марксизм-ленинизм определяет формацию как общество на данной исторической ступени своего развития, в основе которого лежит определенный способ производства материальных благ. Способ производства характеризуется сочетанием определенных производительных сил и производственных отношений. В свою очередь, производительные силы включают в себя предметы труда, орудия производства и рабочую силу, а производственные отношения определяются характером производства (общественное ли частное) и характером присвоения произведенного продукта. Три составляющие производительных сил и две составляющие производственных отношений образуют пять характерных признаков формации.

Производительные силы постиндустриального общества были описаны нами в первой половине статьи и, как нам кажется, не должно возникать никаких сомнений, что эти силы претерпели в последнее время кардинальные изменения по сравнению с предыдущими эпохами. Основным (то есть определяющим прогресс производительных сил) предметом труда, вместо вещей, стала информация. Основными орудиями производства, вместо станков, являются средства накопления и обработки информации. Наконец, передовой частью рабочей силы стали «информационные» социальные группы, а не фабрично-заводские рабочие.

В части производственных отношений прежним остался общественный характер производства и в обозримом будущем ему не видно замены. А вот характер присвоения произведенного продукта изменился, причем присвоение произведенного продукта на основе присвоения статуса не может быть отнесено ни к частному, ни к общественному. Дело в том, что корпоративный класс непосредственно не является собственником присваиваемых материальных благ, формально они принадлежат кому-то другому, частному лицу или государству, но передаются бюрократам и медиакратам за их «выдающиеся заслуги». В соответствии с названием заинтересованного класса, такой способ присвоения мы будем называть корпоративным. Нетрудно заметить, что он представляет собой промежуточную ступень между частным и общественным присвоением, соответственно, противоречие между характером производства и присвоения продолжает сохраняться. Однако, определенное движение в сторону общественного присвоения произведенного продукта налицо, что явно указывает на прогрессивность новой формации по сравнению с капитализмом.

В силу того, что из пяти признаков формации по четырем наблюдаются серьезные различия с капитализмом, вопрос о существовании новой формации может считаться решенным положительно. В этой формации, которую мы с определенной долей иронии предлагаем назвать «понтуализмом» (pontualism), продолжают сохраняться капиталистические отношения и характерные для капитализма классы, но они уже являются пережитками прошлого. Вместе с тем, для понтуализма характерно зарождение новых общественных отношений, ярче всего проявляющихся в области производства «чистой» информации. Эти отношения являются следствием повседневной деятельности фор-класса и той части коммуникативной группы, которая не вошла в корпоративный класс. Сегодня мы можем видеть, как различные информационные продукты распространяются совершенно бесплатно. Существует огромное число сайтов, на которых можно выложить написанную программу и скачать результаты труда других энтузиастов. Стимулом к участию в таких обменах служит творческое начало программиста и надежда получить взамен что-то, необходимое для собственной работы. Аналогичные процессы происходят в области литературного творчества и распространения учебных материалов. В интернете имеются огромные библиотеки, сбор которых потребовал немалого труда. Единственными благами, которыми вознаграждается создание сетевых библиотек, являются этические блага в виде благодарности читателей.

Подобные явления можно с большой долей уверенности назвать первыми реальными ячейками коммунистического общества. Это следует не только из самих приведенных фактов бескорыстия, но — и это самое важное! — из того, что данные бескорыстные отношения проявляются в единственном классе, который может обеспечить обязательное для коммунизма изобилие материальных благ. Поэтому мы можем дать понтуализму следующее определение.

Понтуализм — это антагонистическая постиндустриальная общественно-экономическая формация, основанная на статусной эксплуатации и являющаяся промежуточной между монополистическим капитализмом и коммунизмом.

Это определение призвано заменить известное определение социализма как промежуточной формации между капитализмом и коммунизмом и, одновременно, первой стадии коммунизма. Социализм (не теоретический, а реальный советский) может рассматриваться как частный случай понтуализма, в котором капиталистические пережитки сведены к минимуму и представлены некоторыми элементами государственного капитализма. Промежуточное, переходное положение новой формации между капитализмом и коммунизмом является дополнительной причиной для использования названия «понтуализм» — по-французски слово «pont» означает «мост».