19. Морально-этические аспекты экономики изобилия

Противники изобилия часто указывают на опасность нравственной, а то и физическая деградации людей, не занятых трудом. Нельзя сказать, что эта опасность «высосана из пальца» — она опирается на некоторые исторические прецеденты. В то же время эти прецеденты должны рассматриваться не «вообще», а с учетом конкретных обстоятельств места и времени. Так, известно, что живущая в изобильной праздности «элита», действительно, нередко вырождается и впадает в нравственное ничтожество. Это имело место во все времена, от Древнего Рима до позднего СССР. Однако из исторических примеров напрямую не следует, что всякий человек, не обремененный ежедневным каторжным трудом, пойдет по тому же пути. В деградации «элиты» основную роль играет не столько материальное изобилие, сколько именно «элитарное» сознание, принадлежность к «избранным», «белой кости и голубой крови». Ни о чем подобном при ЭИ не может быть и речи. Пользующиеся ее плодами и не занятые обязательным трудом будут, скорее всего, составлять не меньшинство, а большинство, поэтому говорить об их «элитарности» не придется. Мы не имеем исторических примеров общества, в котором бы в изобилии жило все население, поэтому механическое перенесение на него представлений времен Нерона некорректно. Еще менее корректно принимать за неизбежную реальность многочисленные антиутопии, которые основаны не на строго научном прогнозировании, а на желании авторов (в лучшем случае бескорыстном) «пощекотать нервы» читателю.

Еще одним аргументом в пользу мнимой опасности изобилия зачастую служит нравственная трансформация безработных в США, получающих относительное высокое пособие («вэлфер»). Многие из них предпочитают довольствоваться им и не желают искать работу, сочетая безделье с преступностью. В действительности «вэлфер» не имеет с изобилием ничего общего. Величина пособия такова, что позволяет не умереть с голоду и снимать дешевое жилье, но не получать образование в целях повышения шансов на рынке труда. Такие безработные могут надеяться только на грязную и тяжелую работу, по сравнению с которой безделье даже в сочетании с нищетой выглядит привлекательно. Но экономика изобилия обеспечит гораздо более высокий уровень жизни и предоставит работу, достойную человека, а не ломовой лошади. В этих условиях следует ожидать, что число «идейных бездельников» будет относительно невелико, а их влияние на мораль окажется не существенным.

С другой стороны, страх перед возможной завтрашней безнравственностью не должен оправдывать безнравственность сегодняшнюю, когда множество талантливых людей не может реализовать себя из-за бюрократического всевластия, порожденного, во многом, ограниченностью ресурсов. Каждый, кто хоть немного сталкивался с «внедрением» изобретений, знает, как неэффективно работает бюрократическая машина и какой малый процент новых идей воплощается в реальность. А ведь нереализованные идеи представляют собой труд человека, по сути — его жизнь. Потратив часть жизни на то, что останется — по бюрократическому произволу! — пылиться на полке, изобретатель на шаг приближается к смерти. Поэтому, когда бюрократия отторгает новые идеи, она убивает творческий потенциал страны не только в переносном, но и в прямом смысле. Экономика изобилия нравственна уже тем, что даст творцам неограниченные возможности прожить жизнь с пользой для себя и всех окружающих, а не истратить ее на борьбу с ветряными мельницами.

У неограниченной реализации возможностей творческого актива имеется оборотная сторона — эти люди будут добровольно «тащить общество на себе» по пути технического прогресса, но ЭИ не сможет полностью вознаградить их за это именно в силу многократного увеличения результатов их деятельности. Никакое потребление материальных благ не сможет уравновесить ту пользу, которую инженеры и ученые принесут другим с помощью непосредственного доступа к производительным силам. Следовательно, утверждают скептики, будет иметь место эксплуатация людей с творческими способностями. На это можно снова возразить, что материальные блага представляют собой лишь малую часть того, в чем нуждается человек. Если его физические потребности удовлетворены, то наступает черед потребностей высшего уровня. Для людей творческого склада главной из таких потребностей является потребность в самореализации. Таким образом, ЭИ разочтется с ними сполна, но другой монетой — принесенная людям польза будет оплачена не столько потреблением, сколько возможностью увидеть воплощение самых смелых своих идей. А это дорогого стоит.